1С:УправляющийБлог

Купить 1С Управляющий
+7 (812) 333-53-53
Компания РУ-СИСТЕМС - сертифицированный центр разработки 1С Раскрыть меню

1С:УправляющийБлог

Главная  »   Блог  »

Программа финансового анализа и планирования

Какой должна быть программа для планирования и финансового анализа деятельности компании.

Программа финансового анализа и планирования
#импорт_данных
#рентабельность
#денежные_потоки
#планирование

Современные бухгалтерские программы отлично справляются с ведением бухучета и подготовкой отчетности для налоговых органов. Но из-за акцента только на этих задачах в бухгалтерских программах практически нет функционала для финансового анализа и планирования. В данной статье мы поговорим о том, какая программа позволит финансовым менеджерам выйти за рамки бухучета и заниматься полноценным анализом текущей деятельности компании.

Заполнить пробелы в функционале бухгалтерских программ может 1С:Управляющий, созданный специально для планирования и финансового анализа. Но возникает логичный вопрос: откуда программа возьмет данные для анализа?

Где брать данные для финансового анализа?

Импорт данных

Данные в 1С:Управляющий можно импортировать из других учетных программ, таких как 1С:Бухгалтерия и 1С:Торговля. В процессе импорта хозяйственные операции из документов исходной программы загружаются в аналогичные документы 1С:Управляющего, что позволяет корректировать их при необходимости.

Консолидация данных

Программа автоматически консолидирует все операции, загруженные из разных источников. Например, сюда можно загрузить данные сразу из трёх баз 1С:Бухгалтерии. А кому-то удобнее выгружать товарные операции из 1С:Торговли и дополнять их хозяйственными операциями из бухучета.

Хозяйственные операции удобно заносить в 1С:Управляющий и вручную — например, вести управленческую кассу. В любом случае все импортированные и ручные операции будут храниться в одной базе, по которой можно получить консолидированную отчетность.

Прибыль видов деятельности по месяцам

Хозяйственные операции из разных учетных программ можно импортировать в 1С:Управляющий или же занести их вручную. По всем этим операциям программа будет автоматически формировать консолидированную отчетность.

Анализ деятельности предприятия за период

Управленческий финансовый учет можно вести по-разному. Кто-то использует для этого кассовый метод, а кто-то метод начисления. Второй метод позволяет учитывать доходы и расходы по факту отгрузки и является более точным, хотя и трудоемким.

Что показывает отчет о финансовых результатах?

Любой руководитель хочет знать, какие виды деятельности приносят бизнесу прибыль, а от каких одни убытки. Для этого в 1С:Управляющем создан отчет о финансовых результатах, который позволяет проанализировать доходы и расходы и оценить структуру рентабельности бизнеса. В отчете отражается не только общая прибыль по предприятию, но и прибыль каждого вида деятельности, проекта, контракта или подразделения.

Отчет о финансовых результатах

Для оценки рентабельности в 1С:Управляющем есть специальная аналитика — виды бизнеса. В качестве этой аналитики можно указать объекты строительства, ИТ-проекты, контракты, виды деятельности, виды выпускаемой продукции и так далее. Параллельно с видами бизнеса в программе есть возможность использовать вторую аналитику — подразделения.

Как анализировать денежные потоки предприятия?

Так как учитывать доходы и расходы методом начисления — трудоемкий процесс, многие финансовые специалисты предпочитают вести управленческий учет кассовым методом. Этот метод сильно проще, потому что деятельность предприятия анализируют только на основе денежного потока (CashFlow).

Динамика поступлений и платежей по месяцам

1С:Управляющий позволяет контролировать поступления и платежи по статьям, а также выбрать конкретную статью ДДС и сформировать отчет только по ней. Кроме того, здесь можно анализировать поступления и платежи в динамике и сравнивать денежные потоки по подразделениям.

Использование статей движения денег

Обычно часть статей ДДС отражает источники поступления денег, а другая часть — цели их расходования. Но при необходимости 1С:Управляющий позволяет использовать в качестве статей виды деятельности или проекты. В этом случае по каждой статье будут одновременно учитываться поступления и платежи, то есть она станет «сквозной».

«Сквозные» статьи используют, чтобы оценить эффективность направлений деятельности с помощью денежных потоков. Это является альтернативой расчета рентабельности методом по отгрузке, описанного выше.

В 1С:Управляющем анализировать деятельность бизнеса можно как методом начисления, так и кассовым методом. В первом случае для оценки доходов и расходов используется аналитика видов бизнеса, а во втором случае поступления и платежи учитываются по статьям движения денег.

План-фактный анализ доходов и расходов и движения денег

1С:Управляющий — это программа, которая решает задачи не только финансового анализа, но и планирования. Поэтому кроме учета факта здесь также можно составлять бюджеты. В результате программа позволяет проводить план-фактный анализ доходов и расходов и движения денежных средств.

Чтобы сравнить данные из бюджетов с фактическими финансовыми показателями используется специальный отчет «План-фактный анализ». Основная форма этого отчета покажет суммы плановых и реальных оборотов, каждую из которых можно расшифровать. При расшифровке откроется дополнительный отчет, где исполнение бюджета можно контролировать вплоть до каждой хозяйственной операции.

Бюджет доходов и расходов

Финансовый анализ состояния бизнеса

Управленческий баланс — главный инструмент финансиста для анализа состояния бизнеса. В отличие от CashFlow и P&L , баланс формируется не за период, а на конкретную дату, что позволяет увидеть, из каких активов и пассивов в данный момент состоит предприятие. С помощью этого отчета анализировать состояние бизнеса можно в разных аспектах, но в этой статье мы остановимся на оценке финансовой устойчивости с помощью пассивов.

Управленческий баланс

Оценка финансовой устойчивости

Пассивы предприятия — это источники активов, то есть то, что держит бизнес на плаву. Их можно разделить на два вида. Первый — собственные источники финансирования, то есть капитал и нераспределенная прибыль, а второй — кредиторская задолженность.

С помощью баланса структуру пассивов можно проанализировать и увидеть, за счет чего существует бизнес. Очевидно, что если большую часть пассивов составляют собственные источники, финансисту не о чем волноваться. Однако бывают и противоположные случаи, когда в пассивах преобладают обязательства (кредиторка) перед контрагентами и сотрудниками. В такой ситуации бизнес никак нельзя назвать финансово устойчивым.

Если пассивы баланса в основном состоят из собственных источников (то есть капитала и прибыли), предприятие можно назвать финансово устойчивым. А если основную часть пассива составляет кредиторка, бизнес находится в неустойчивом положении.

Оперативное финансовое планирование

1С:Управляющий содержит все те инструменты, которые должны быть в современной программе финансового анализа и планирования. Выше мы рассказали об оценке деятельности бизнеса с помощью 1С:Управляющего, а также упомянули планирование БДР и БДДС. Здесь мы обсудим еще один вид планирования, доступный в программе — оперативное управление денежными средствами.

Система казначейских заявок

У каждого отдела компании есть потребности, которые предприятию нужно оплачивать. Чтобы упорядочить поток требований на оплату, в 1С:Управляющем предусмотрена казначейская система. Здесь сотрудники линейных отделов, у которых есть ограниченный доступ к работе с казначейством, могут создавать заявки на платежи.

Казначейская система позволяет централизованно обрабатывать заявки, которые стекаются с разных концов предприятия. Для компаний, где утверждение платежа — многоэтапный процесс, в заявке есть специальная закладка для согласования ответственными лицами. А утверждать заявки в программе может финансовый директор или руководитель. При необходимости сумму платежа можно сравнить с доступным бюджетом движения денег.

Заявка на платеж

Платежный календарь

С казначейской системой 1С:Управляющего напрямую взаимодействует платежный календарь. В нем автоматически отражаются все утвержденные платежи, а также заявки на поступление денег. Здесь финансовый сотрудник может планировать оплату заявок — перемещать их между расчетными счетами и датами таким образом, чтобы в нужный момент у компании были деньги для совершения платежа и не возникало «кассовых разрывов».

Платежный календарь в 1С:Управляющем

На основе всех запланированных поступлений и платежей календарь автоматически рассчитывает остатки денег на каждый день. Очевидно, что отрицательные остатки говорят о «кассовом разрыве», но его легко обойти, если переместить заявку на другую дату или счет с помощью мышки. После этого платежный календарь мгновенно пересчитает остатки денег и покажет, исчез «кассовый разрыв» или нет.

В 1С:Управляющем создана полноценная система управления деньгами предприятия. Для оформления и утверждения заявок здесь предусмотрено казначейство, а распределять утвержденные платежи по дням и расчетным счетам поможет интегрированный платежный календарь.

Другие полезные статьи

ПОПРОБУЙТЕ 1С:УПРАВЛЯЮЩИЙ БЕСПЛАТНО

30 дней доступа к демонстрационной базе

30 дней бесплатного доступа

ПОЛУЧИТЬ ДЕМО-ДОСТУП